Максимова Ольга Вячеславовна, учитель-логопед

КОНСУЛЬТАЦИЯ № 4 "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ".

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики - естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?

1. Надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток.

2. Заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

· Пальчиковая гимнастика.

· Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

· Отработка графических навыков.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пример: «Апельсин»

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас — а он — один

Эта долька — для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька — для чижа

Эта долька — для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

· Лепка.

· Упражнения с бумагой: мять, рвать, делать аппликации из бумажных шариков.

· Сортировка мелких предметов щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (большим и указательным пальцами). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты.

· Вырезание ножницами.

· Игры-шнуровки.

· Массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, предплечья.

· Су-джок терапия (массажных шариков - стимулировать зоны на ладонях, массажные металлические кольца - надевать на пальчики).

ОТРАБОТКА ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

· Рисование линий, фигурных дорожек.

· По контурам.

· Штриховки с различным направлением движения руки.

· Рисование по точкам.

· Раскрашивание (рекомендуется пользоваться цветными карандашами).

· Обводка (трафаретов, шаблонов, обводка по фигурным линейкам, обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, собственную ладонь, ложку и т.д.).

Поставьте же перед собой цель — уделить занятиям «мелкая моторика с ребенком» полчаса в день.

Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

11 февраля 2019 в 13:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.