Максимова Ольга Вячеславовна, учитель-логопед
КОНСУЛЬТАЦИЯ № 4 "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ".Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики - естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? 1. Надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. 2. Заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части: · Пальчиковая гимнастика. · Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. · Отработка графических навыков. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Пример: «Апельсин» Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) Много нас — а он — один Эта долька — для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) Эта долька — для чижа Эта долька — для котят Эта долька — для утят Эта долька — для бобра А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти) УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ · Лепка. · Упражнения с бумагой: мять, рвать, делать аппликации из бумажных шариков. · Сортировка мелких предметов щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (большим и указательным пальцами). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты. · Вырезание ножницами. · Игры-шнуровки. · Массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, предплечья. · Су-джок терапия (массажных шариков - стимулировать зоны на ладонях, массажные металлические кольца - надевать на пальчики). ОТРАБОТКА ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ · Рисование линий, фигурных дорожек. · По контурам. · Штриховки с различным направлением движения руки. · Рисование по точкам. · Раскрашивание (рекомендуется пользоваться цветными карандашами). · Обводка (трафаретов, шаблонов, обводка по фигурным линейкам, обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, собственную ладонь, ложку и т.д.). Поставьте же перед собой цель — уделить занятиям «мелкая моторика с ребенком» полчаса в день. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе! 11 февраля 2019 в 13:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.